Строительство гидротехнических сооружений в оттеске возможных террористических актов

Гидротехнические сооружения (ГТС) относятся к особо важным объектам жизнеобеспечения, поэтому вывод из строя или разрушение ГТС несёт в себе потенциальную опасность как для объектов гидроэнергетики, так и для объектов инфраструктуры, расположенных на территории нижнего рельефа.

Целесообразно рассмотреть варианты повреждений в результате посторонних воздействий по одному из следующих сценариев:
подрыв автомобиля с взрывчатым веществом (ВВ) на проезжей части автодороги;
подрыв автомобиля-вездехода с ВВ на гребне плотины;
подрыв заряда с ВВ, заложенного в колодец, в гребне плотины;
падение самолета на гребень плотины;

Анализ террористических актов за последние пять лет показывает, что для совершения террористических актов использовались заряды, фугасы и заминированные автомобили, снаряженные различными видами ВВ. Чаще всего использовались тринитротолуол (ТНТ), гексоген, пластит.

Для доставки взрывчатого вещества на проезжую часть, проходящую в непосредственной близости от дамбы, могут быть использованы грузовые автомобили различных типов. В зависимости от типа автомобиля на нем может быть установлен заряд тротила (пластита или гексогена) весом: на автомобиль типа ГАЗ — 3 тонн; ЗиЛ — 6 тонн, КамАЗ — 9 тонн. Принимаем за расчетный — заряд весом 9 тонн.

При оценке параметров воронки от взрыва автомобиля-вездехода с взрывчатым веществом на гребне плотины за расчетный заряд принимаем вес взрывчатого вещества в кузове автомобиля-вездехода типа ГАЗ-66, 3 000 кг тротила.

В случае использования другого взрывчатого вещества вес заряда корректируется с учетом ТНТ-эквивалента.
Для оценки параметров воронки при подрыве заряда, заложенного в колодец, пройденный с гребня плотины, возможен следующий сценарий: группа террористов на легковом автомобиле доставила на гребень плотины 100 кг тротила и установила заряд в колодец глубиной hb = 1,5 м, произвела забивку заряда грунтом и его подрыв.

В результате падения самолета на поверхность земли на ней возникает воронка, параметры которой зависят от массы рухнувшего самолета, скорости встречи его с землей, угла встречи и диаметра фюзеляжа. В большинстве таких ситуаций, связанных с падением самолетов, угол встречи их с землей составлял от 15 до 45°. В этих случаях обломки самолетов разбрасывались на значительной площади с образованием воронок небольших размеров. Однако при использовании самолета как орудия совершения террористического акта для нанесения повреждений гребню или откосам земляной плотины угол встречи самолета с плотиной может приближаться к 60.80°, а это приведет к существенному росту параметров воронки. Для совершения террористического акта может быть использован любой тип гражданского самолета. При проведении оценочных расчетов был принят самолет массой 200 и 400 т; скоростью падения — 200 м/с (720 км/ч) и 300 м/с (1080 км/ч); углом встречи с землей 60°.

проверка на детекторе лжи

Записи горного дела