Применение экскаватора на строительстве отвала

Местность, окружающая никелевое месторождение, отличается спокойным рельефом, особенности которого нельзя использовать при строительстве железнодорожного отвала пустых пород. Поэтому организация большого отвала (общей длиной 1450 м с рабочей частью в 700 м) методом постепенного вертикального наращивания до проектной отметки 5 м потребовала бы больших затрат рабочей силы, средств и времени.

Это могло задержать развитие горных работ и повысить себестоимость их. Вот почему при сооружении первоначальной насыпи для веерообразного отвала на руднике было решено использовать экскаватор, оборудованный механической лопатой. Его техническая характеристика следующая:

Емкость ковша, м3    — 1,91

Длина стрелы, м       — 8,53

Длина рукояти, м     — 5,48

Максимальная высота разгрузки, м — 9,37

Максимальный радиус разгрузки, м — 9,52

Угол наклона стрелы, град…..55

Чтобы получить максимальную высоту насыпи, ее отсыпали в два приема. При первом проходе экскаватора высота насыпи достигала 4,4 м. Затем экскаватор переходил на другую сторону и при обратном продвижении доводил высоту отсыпки до 5,5 м. Для укладки пути верх навала планировали ковшом. Рабочая высота отвала составила 4,7 м на протяжении 700 м. Объем первоначальной насыпи 25 400 м3 в плотном теле. Этот объем породы экскаватор № 3 выполнил за 155 часа, при общем времени пребывания на участке 192 часа, 40 часов приходится на простои (смена бригад, планово- предупредительный ремонт — 24 часа, перегонка экскаватора к месту работы и обратно). Часовая производительность составила, таким образом, 167 м3.

Применение экскаватора на отсыпке первоначальной насыпи под отвал дало следующие преимущества:

1)             достигнута значительная экономия средств, рабочей силы и времени;

2)             обеспечены нормальное развитие отвала при эксплуатации в начальный период и большая приемная емкость от одной рихтовки пути до другой; железнодорожный путь уложен с нормальным подъемом 12%.

Применение механической лопаты на отсыпке ограничено малыми размерами рабочего оборудования. При строительстве более высоких насыпей следует применять канатные экскаваторы, у которых при той же емкости ковша больше линейные параметры.

Веерообразные отвалы имеют существенные эксплуатационные недостатки. Развитие их ограничивается тем. что после каждой рихтовки железнодорожного пути сокращается длина первоначальной линии отсыпки. После передвижки пути устраивается упрощенная шпальная клетка (тупиковая). В ночное время затруднительно и опасно отсыпать тупиковую часть. При дальнейшем развитии отвального участка, отработанного с первой позиции пути, требуется его реконструкция — работа довольно трудоемкая, и отвал временно выходит из эксплуатации. При этом реконструировать отвал приходится несколько раз, но это дает малую дополнительную площадь и малую длину линии отсыпки. Чтобы сохранить требуемую емкость, необходима большая длина первоначальной линии отсыпки.

Для ликвидации указанных недостатков автор этих строк и маркшейдер рудника М. Л. Щавровский предложили отсыпать передовую насыпь под тупиковую часть отвала. Такая мера позволит:

3)             нормально эксплуатировать отвал на полную емкость, без сокращения и устройства шпальной клетки;

4)             одновременно строить второй отвал, используя передовую насыпь, уложив второй путь и врезав стрелочный перевод № 1;

5)             добиться полной безопасности в эксплуатации;

6)             обойтись без дополнительных затрат на реконструкцию для отсыпки запроектированной площади, тогда как при веерообразном отвале без передовой насыпи потребовалось бы 5-6 реконструкций для того, чтобы отсыпать запроектированную площадь.

Записи горного дела