Итоги работы и ближайшие задачи горнорудных предприятий

1949 год пойдет в историю нашей Родины как год сланных побед советского народа в борьбе за досрочное выполнение послевоенной сталинской пятилетки. Новыми выдающимися производственными достижениями ознаменовала истекший год и метал­лургическая промышленность, являющаяся основой индустрии нашей страны. В передовых рядах слав­ной армии металлургов были работники горных предприятий, обеспечившие сырьем металлургиче­ские заводы, это позволило перевыполнить план четвертого года послевоенной сталинской пятилетки по выплавке черных и цветных металлов и произ­водству изделий из них.

За истекший год значительно увеличилась добы­ча руд, флюсов и огнеупорного сырья. Повысился технический уровень производства горных ра­бот. Предприятия получили новейшее оборудова­ние, которое дало возможность увеличить степень механизации производственных процессов, в част­ности доставки руды в очистных работах на 8% и откатки руды на 10%.

Для роста производительности труда горнорабо­чих и повышения интенсивности горных работ в 1949 г. были организованы опыты применения высокопроизводительных систем разработки на шахтах Кривого Рога и на рудниках свинцово-цинковой промышленности. Успешно проходит ис­пытания система блокового обрушения на шахтах «Гигант» (шахтоуправление им. Дзержинского) «Большевик» и «Центральная» (шахтоуправление Ингулец).

На Сокольном руднике Лениногорского комбина­та испытывается система разработки с массовым обрушением руды минными зарядами и колонко­выми зарядами в глубоких скважинах. Широко применялось глубокое бурение скважин для от­бойки руды в Криворожском бассейне и на Миргалимсайском руднике.

Улучшилась работа на рудниках, эксплуатирующих месторождения железных руд, руд цветных металлов и нерудных ископаемых открытым спо­собом. Карьеры получили новейшие экскаваторы и значительно увеличили объем вскрышных работ и добычу. Производительность экскаваторов на открытых горных работах повысилась на 11%.

На карьерах, добывающих флюсовые известня­ки, с переходом на больший диаметр скважин (200 мм) и однорядное расположение их, увеличил­ся выход горной массы с 1 м скважины, улучши­лось дробление известняка, и повысилась произво­дительность экскаваторов на 11,6%.

Применение автомобильного транспорта на карьерах Кимперсайского рудоуправления, Балаклавского и Богураевского рудников позволило зна­чительно повысить время основной работы экскава­торов и увеличить их производительность. Так, на карьерах Кимперсайского рудоуправления произ­водительность экскаватора доведена до 35 тыс. м3 в месяц на 1 м3 емкости ковша. На известняковых карьерах, пользующихся автомобильным транспор­том, производительность экскаваторов выросла на 30% и стоимость работ снизилась по сравнению с карьерами, применяющими железнодорожный транспорт, на 16%.

Внедрение кранов, отвальных плугов, путеперекладочных машин и бульдозеров повысило меха­низацию путевых, отвальных и планировочных работ. Однако на некоторых горных предприятиях ме­таллургической промышленности имеющиеся резер­вы используются еще недостаточно. Так, на­пример, на подземных работах не полностью за­гружены скреперные лебедки, погрузочные и дру­гие машины, тогда как часть трудоемких операций выполняется вручную. На горных предприятиях медной и свинцово-цинковой промышленности производительность погрузочных машин и скрепер­ных лебедок остается еще низкой. На некоторых рудниках Криворожского бассейна дальнейший рост добычи руды сдерживается малой мощностью скреперных лебедок, применяемых для доставки руды, и малой грузоподъемностью вагонеток. От­стает механизация горных работ на рудниках Тульского и Липецкого рудоуправлений, горноруд­ного управления Кузнецкого комбината и на шах­тах, добывающих марганцевые руды.

Механизации на предприятиях не уделяется еще того внимания, какого она заслуживает. Между тем механизация может дать значительный рост добычи руд черных и цветных металлов и неруд­ных ископаемых. На многих карьерах экскаваторы подолгу про­стаивают из-за так называемых организационно — технических неполадок, большую долю которых составляет нечеткая работа транспортных средств. В новом, 1950 г. перед предприятиями горно­рудной промышленности стоят новые большие и почетные задачи — обеспечить возросший спрос металлургических заводов на руды черных и цвет­ных металлов, флюсовое сырье и огнеупоры.

Добыча руды является началом процесса полу­чения металлов и изделий из них. От ритмичности работы шахт и карьеров зависит и ритмичность работы металлургических заводов. Руководители горных предприятий должны обеспечить в 1950 г. бесперебойное снабжение заводов высококачест­венным сырьем для досрочного выполнения после­военной сталинской пятилетки.

Чтобы решить эту задачу, на рудниках и шахтах необходимо провести ряд организационно-техниче­ских мер. На шахтах Криворожского бассейна надо рас­ширить применение глубоких скважин для отбойки руды при системах этажного и подэтажного обру­шения. Научно-исследовательские институты гор­норудной и твердосплавной промышленности долж­ны в ближайшие месяцы дать надежную конструк­цию коронок для бурения руд выше средней кре­пости.

Особое внимание необходимо уделить повыше­нию интенсивности доставки руды в блоках. В бло­ках, разрабатываемых производительной системой, скреперные лебедки с мощностью мотора 14 кет должны быть заменены более мощными — 20,5 кет и выше. Чтобы увеличить провозную спо­собность транспортных средств на ряде шахт, сле­дует быстрее переходить на вагонетки большей грузоподъемности 5 — 10 т. Важнейшая задача ра­ботников бассейна — повысить качество руды, улуч­шив технологию добычи, снизив разубоживание и увеличив полноту выемки руды. На ряде шахт необходимо ускоренно построить обогатительные фабрики для магнитного обогащения разубоженных руд От этого будет зависеть успех применения производительных систем разработки — блокового обрушения и этажного обрушения с отбойкой ру­ды колонковыми зарядами в глубоких скважинах.

Для снабжения металлургических заводов рудой постоянного состава надо организовать оперативное планирование качества добываемой руды и ее усреднение на всех стадиях движения — забой, бункер, сортировочная станция и рудный двор за­вода.

Перед предприятиями железорудной промышлен­ности Урала стоит задача быстрее ввести в экспло­атацию новые шахты и карьеры и повысить добычу железных руд, особенно мартеновских. Чтобы уве­личить эксплуатационную площадь для добычи мар­теновских руд, надо провести большие подготови­тельные работы на высокогорском, Гороблагодатском и Богословском рудниках.

На предприятиях, добывающих огнеупорное сырье, необходимо в большем количестве приме­нять роторные экскаваторы. Для увеличения про­возной способности транспортных средств следует ускорить переход на большегрузные вагоны. Наде шире использовать транспортерную доставку и ги­дромеханизацию вскрышных и отвальных работ, увеличить бункерную погрузку глин.

Рудники медной промышленности должны ввести в эксплоатацию дополнительные рудные площади, находящиеся на временной консервации из-за под­земных пожаров, а также усилить отработку меж­дукамерных целиков. Необходимо повысить произ­водительность блоков, отрабатываемых системой слоевого обрушения, полностью механизировав до­ставку руды, механизировав крепо-заделочные и крепежные работы. В 1950 г. следует провести опыты закладки вы­работанного пространства глиняными брикетами.

На горных предприятиях свинцово-цинковой про­мышленности, наряду с дальнейшим строительством новых шахт и вводом в эксплоатацию отдельных горизонтов, следует уделить большое внимание ме­ханизации трудоемких и тяжелых работ и лучшему использованию оборудования, которое получено в 1949 г. и будет получено в 1950 г.

Одновременно необходимо и в дальнейшем вести изыскания наиболее эффективных систем разра­ботки. На карьерах нерудной промышленности надо про­должать совершенствование буровзрывных работ. Для более четкой эксплуатации железнодорожного транспорта следует установить графики движения поездов и погрузки составов экскаваторами. Для дальнейшего улучшения буровзрывных ра­бот необходимо в опытном порядке увеличить диа­метр скважин (до 230 мм) и ввести кумулятивные заряды.

На карьерах, разрабатывающих скальные поро­ды, надо всесторонне испытать мощные буровые станки с буровым снарядом весом до 2500 кг. Механизируя горные работы, следует сейчас уже решать вопросы автоматизации процессов. Прежде всего необходимо внедрить автоматическое дистан­ционное управление скреперными лебедками, раз­работанное Гинцветметом. В первую очередь это следует сделать на рудниках, применяющих систему слоевого обрушения. Надо автоматизировать водо­отливные установки, стрелочные переводы и вентиляционные двери.

От своевременного проведения указанных «мер будет в значительной степени зависеть успех выпол­нения плана добычи руд черных и цветных метал­лов, флюсов и огнеупорного сырья в 1950 г. С чувством непоколебимой веры в свои силы, тесно сплоченный вокруг партии Ленина—Сталина, вступает советский народ в новый, 1950 год. Работники горнорудных предприятий металлурги­ческой промышленности исполнены решимости до­биться новых крупных успехов и прославить нашу Родину новыми выдающимися производственными достижениями.

 

Записи горного дела