Скоростная проходка квершлага и зависимость от основных параметров цикла

Квершлаг проходили на откаточном горизонте рудника в устойчивых, плотных гранодиоритах, не требующих крепления. Крепость гранодиоритов по шкале проф. Протодьяконова t=15. Один бур, армированный твердым сплавом, пробуривал до 2,5 погонных метра. Крепость пород по взрываемости ха­рактеризует объем горной массы, отрываемой взры­вом— 0,238 м3 на один шпурометр. Расход ам­монита № 7 достигал 2,67 кг на 1 м3 породы.

Квершлаг имел сводообразную форму с попереч­ным сечением 5,5 м2. Бурение шпуров вели двумя ручными бурильными молотками типа ОМ-506. Вруб был принят центрально-клиновой из шести шпуров и 12 шпуров — вспомогательных и отбой­ных, т. е. комплект состоял из 18 шпуров. Средняя длина шпуров 1,15 м. Объем бурения на одну заходку не превышал 22 метра. Типовой комплект состоял, из трех буров длиной 0,8; 1,1; 1,3 м. Забурник применяли из закаленной стали. Второй и третий буры были армированы сплавом ВК-15 и имели однодолотчатую форму. Взрывные работы вели огневым способом с при­менением заряда колонковой конструкции. Средний расход в. в. (аммонит №7) на шпур составлявляет 0,725 кг при коэффициенте заполнения 0,7- 0,77. На заходку расходовали примерно 13 кг в. в.

Забойку шпуров, которая по длине составляла от 270 до 350 мм, производили песчано-глиняными пыжами, заготовленными заранее. Продолжительность заряжания комплекта шпу­ров не превышала 20—25 мин. Подвигание забоя за взрыв при этих условиях составляло 0,886 м, средний коэффициент использования шпуров — 0,77. Для отброса породы от забоя усиливали заряды нижних шпуров, которые взрывались последними. Удаление вредных газов после взрывных работ занимало при естественном проветривании 40—45 мин., частично применяли сжатый воздух. При вы­полнении трех циклов в сутки проветривание зани­мало 120—135 мин. Уборку породы производили погрузочной маши­ной типа ПМЛ-3 в опрокидные вагонетки емкостью 0,75 м3. Погрузочная машина работала с перебоя­ми, вследствие перерывов в подаче энергии. Поро­да из квершлага перепускалась на горизонт 1125.« по вертикальному восстающему, а затем выдава­лась на поверхность.

Проходку квершлага вели в три смены. Шпуры заряжали сразу же по окончании бурения и взры­вали независимо от очистных работ, так как забой в отношении проветривания был обособлен от дру­гих выработок. Бригада под руководством М. В. Куркова состо­яла из шести бурильщиков, трех машинистов пог­рузочной машины и семи откатчиков. До организации скоростных проходок среднее подвигание забоев выработок не превышало 19 м/мес. и на проходку 1 м выработки требовалось от 31 до 37 час. Переход к скоростным способам позволил довести подвигание забоя штольни сече­нием 7,8 мг до 60,4 м/мес., т. е. увеличить подвига­ние забоя в 3,2 раза, причем продолжительность проходки 1 м сократилась до 11,7 часа.

В процессе дальнейшего усовершенствования про­ходки квершлага была достигнута скорость подвигания 90,5 м/мес., т. е. в 4,75 раза превышены пока­затели первых пяти месяцев работы и в полтора раза показатели скоростной проходки штольни. В июне 1948 года было выполнено 103 цикла за 26,5 суток чистой работы в месяц, что составляет 3,9 цикла в сутки. Это достигнуто за счет даль­нейшего сокращения продолжительности отдель­ных циклов и совмещения процессов притом же оборудовании, механизмах и прежней крепости по­род. В результате среднесуточная скорость проход­ки составила 3,12 и 4,32 м. Ускорение проходки в последней декаде объяснялось увеличением чис­ла циклов.

Сокращение продолжительности цикла на 24% против показателей, достигнутых на проходке глав­ной штольни, привело к увеличению среднемесяч­ной скорости подвигания забоя на 35%. В результате хорошо организованного учета ос­новных величин проходческого цикла — длины шпу­ров, числа их в забое, подвигания забоя за взрыв оказалось возможным установить некоторые зави­симости между среднесуточными показателями про­ходки. Затраты времени в часах на 1 погонный метр проходки, начиная со второй половины пятидневки, непре­рывно сокращались по мере увеличения среднесуточного подвигания забоя. Сокращение же времени прохождения одного метра выработок есть главный источник ускорения оборачиваемости оборотных средств, вложенных в проходку.

Кривые могли бы иметь характер зеркального от­ражения, если бы не некоторые нарушения, вызы­ваемые снижением коэффициента использования шпуров. Так, в период между IV и V пятидневка­ми количество циклов падает, а суточная проходка, несмотря на это, растет. Объясняется это движе­нием показателя коэффициента использования шпу­ров: в указанном интервале времени наблюдается подъем, кривой 5 (к. и. шпуров), который не толь ко противодействует снижающему влиянию кривой цикличности, но и преодолевает его, благодаря чему кривая 1 плавно растет. Если бы наряду о борьбой за цикличность такое же внимание было уделено повышению шпуров, то проходка составила бы при том же числе циклов и 29 рабочих днях 100,46 м, т. е. 10 метров про­ходки были бы получены без каких-либо материальных затрат (труда, сжатого воздуха, энергии, материалов) только за счет правильного расположения шпуров, плотности заряжания. Увеличение среднесуточного по­двигания квершлага одним забо­ем до 3,5 м технически возмож­но при правильном проведении взрывных работ, как это было в первой пятидневке (к. и. шпуров 0,85).

Пути увеличения скорости проходки

Для увеличения скорости про­ходки и дальнейшего роста про­изводительности труда необхо­димо:

1) организовать на основе со­вмещения профессий в бригаде комплексный труд, что высвободит значительное количество рабочих;

2) увеличить глубину комплекта шпуров до 1.6 — 1,75 м;

3) ввести искусственную вентиляцию, что сокра­тит время проветривания до 15—20 мин. в каж­дом цикле;

4) перейти к последовательной организации про­ходческих работ по схеме цикл — смена, что соз­даст предпосылки для качественного выполнения всех стадий производственного процесса;

5) повысить коэффициент использования шпуров до уровня, освоенного в начальный период проход­ки.

Практическое выполнение этих мероприятий по­зволит применить график проходки, обеспечиваю­щий сменную производительность забойного рабо­чего в 3,75 м.

В результате перехода к последовательной работе с увеличенной длиной шпуров затрата времени на 1 погонный метр выработки сокращается на 26%, а скорость проходки возрастает на 35% в такой же степе­ни, как и производительность труда. Применение на проходке буровой каретки или колонковых бурильных молотков может увеличить скорость еще больше.

Записи горного дела