268,6 метров одним забоем в месяц

В течение первых четырех месяцев 1950 году на Североуральских бокситовых рудниках было проведено девять скоростных проходок. На шахте № 3 Черемуховского рудника бригада товарища Пороха, используя опыт знатного проходчика Минзарипова, прошла одним забоем: в январе (с 10 по 31) — 81,2; в феврале- 101,1; в марте — 123,7 и в апреле — 110,9 погонных метра.

На шахте № 3 Кальинского рудника бригада воспитанника школы ФЗО товарища Агафонова прошла одним забоем: в январе (с 10 по 31) — 94,4; в феврале — 148,3; в марте — 126,1 погонных метра штрека. Бригада товарища Минзарипова на вновь принятой в эксплуатацию шахте №5 3-го Северного рудника (в период освоения шахты) в марте 1950 года. Прошла 159,5 погонных метра штрека, и в апреле за 30 рабочих дней 268,6 погонных метра одним забоем, при средней скорости проходки за сутки 8,95 метра. Учитывая, что метод работы в бригадах товарищей Пороха и Агафонова как последователей Минзарипова был тот же, остановимся только на проходке, проведенной бригадой т. Минзарипова в апреле 1950 года.

Проходка проводилась по рудному телу, падающему под углом 30°. Висячий бок рудной залежи в непосредственном контакте с рудой представлен глинистыми сланцами мощностью от 0,5 до 4 метра, переходящими в девонские известняки. Лежачий бок — плотными силурийскими известняками. Мощность руды, в связи с неровной грифогенной поверхностью подстилающих известняков, колебалась от 1 до 6 метров.

Крепость руды по шкале проф. Протодьяконова изменялась в пределах 6-8, крепость известняков висячего бока достигала 8-10, известняков лежачего бока 10-12.

Штрек сечением 9,5 м2 проходили по направлению генерального простирания пласта, при этом в основном на протяжении 90 метров прирезались известняки лежачего бока, а на протяжении 40 метров проходку вели исключительно в известняках лежачего бока.

Ввиду наличия в контакте висячего бока глинистых сланцев, тектонических нарушений и закарстованности, штрек крепили сплошными, неполными дверными окладами. Участки же, проходимые в плотных известняках, крепили парными станками.

Бурение вели ручными бурильными молотками ОМ-506. При разборке забоя пользовались отбойными молотками ОМ-5. Буры применяли из шестигранной углеродистой стали, диаметром 25 мм. При проходке по трещиноватым известнякам и плитняковому бокситу пользовались съемными коронками из легированной стали. На участках красного маркого боксита применяли закаленные буры, а при плотных известняках лежачего бока — буры, армированные пластинками твердого сплава.

Сжатый воздух подводился по трубам, диаметром 100 мм давление у забоя проверялось манометром и поддерживалось в 6 атмосфер. При наращивании основной магистрали пользовались вспомогательным воздухопроводом диаметром 50 мм, включаемым в основную магистраль через каждые 50 метров.

В качестве взрывчатых веществ, применяли патронированный динафталит и аммонит № 6; взрывание — огневое.

Проветривание в начале проходки производилось двумя и в конце проходки тремя последовательно включенными вентиляторами. Из них один вентилятор типа ЦАГИ № 6/2 был установлен в 60 метров от ствола, второй — осевой вентилятор производительностью 8,5 м3/сек — находился в 180 метров от первого вентилятора и третий, также осевой, — в расстоянии 220 метров от второго. Все вентиляторы включались в металлические трубы диаметром 450 мм, уложенные по почве штрека.

Перед зажиганием шпуров вентиляторы включались, и продукты взрыва отсасывались по трубам в течение 15-16 минут.

Уборку взорванной горной массы производили пневматической погрузочной машиной с емкостью ковша 0,15 м3 в вагонетки типа ВОК емкостью 0,81 м3, колеи 600 мм.

Откатка вагонеток производилась двумя троллейными 6-тонными электровозами с напряжением в линии 250 вольт.

Разминовку груженых и порожних вагонеток в непосредственной близости от забоя производили с помощью передвижного накладного разъезда.

Перед началом проходки были тщательно продуманы все операции, связанные с проходкой выработки, т.е. бурение, уборка, крепление, откатка, проветривание и.т.д.

В результате подсчета минимально необходимого времени на каждую операцию была составлена плановая циклограмма, предусматривающая производство работ по методу совмещения основных операций проходческого цикла.

Среднюю глубину шпуров принимали 1,8 метров, подвигание за цикл 1,5 метра, число циклов за 8-часовую смену — два.

Состав забойной бригады в сутки-18 человека, то есть по 6 человека в каждой смене.

Работа в течение цикла протекала следующим образом.

Три человека, приступали к разборке забоя, и к бурению верхних шпуров с отбитой горной массы один человек работал на погрузочной машине и двое подкидывали горную массу с боков выработка.

Подача порожняка под погрузку и откатка груженых вагонеток производились поочередно двумя электровозами с составами по 5 вагонеток в каждом, за исключением первого состава, в котором подавалось сразу 10 порожних вагонеток.

При погрузке пяти вагонеток первый электровоз уходил их на рудничный двор, а второй с составом порожних вагонеток стоял наготове в южном крыле штрека. По проследовании груженого состава на рудничный двор порожняк подавался вторым электровозом в забой.

Во время отсутствия электровоза погрузочная машина загружала оставленные на разминовке порожние вагонетки.

Таким образом, простой погрузочной машины в период уборки в ожидании обмена груженой вагонетки на порожнюю с дризабойного размкновочного устройства был незначительным: в среднем пауза в ожидании обмена вагонеток составляла 50-60 секунд. Время погрузки одной вагонетки составляло 100-120 сек., а полное время ее погрузки с маневрами 160-180 сек.

По окончании уборки трое проходчиков продолжали добуривать забой, а трое производили крепление.

По окончании бурения инструмент и шланги убирали, заканчивали крепление и одновременно укладывали временные звенья пути или наращивали нормальное звено. По окончании этих работ приступали к заряжанию шпуров и взрыванию.

Перед зажиганием шпуров включали вентиляторы. Проветриванием забоя заканчивался цикл.

Во время взрывания и проветривания проходчики обедали в подземном буфете.

Труд проходчиков оплачивался за погонный метр по прогрессивно-сдельным расценкам. Кроме этого устанавливалась премия за скорость проходки.

Рее рабочие, обслуживающие проходку, переводились на сдельную оплату с премиальной доплатой за перевыполнение норм.

Продолжительность операций в процентах к общему времени цикла составила: подготовительные работы 4,85, бурение шпуров 72, уборка 44,5, крепление 34,3, заряжание и взрывание 9,7, проветривание 6,5.

Записи горного дела