Перевод шахт на комплексную механизацию

Следующим шагом к достижению полной механизации на шахтах Криворожского бассейна явился перевод в 1949 г. на комплексную механизацию шахт «Коминтерн», им. Кирова, «Новая» шахтоуправления им. К. Либкнехта и «Коммунар» шахтоуправления им. Дзержинского. Основные производственные процессы на этих шахтах механизированы по типовому проектному заданию, составленному Кривбасспроектом для шахты «Коминтерн».

В процессе работы выяснилось, что для успешного внедрения комплексной механизации требовалось составление технических проектов для всех четырех шахт и рабочих чертежей для изготовления новых образцов горных машин, предусмотренных проектами. Задержка с проектированием, вызванная новизной и сложностью рассматриваемого вопроса, отсутствием требуемой конструкторской базы, мешала внедрению комплексной механизации: составление технического проекта для шахты «Коминтерн» было закончено в мае 1949 г., а для шахт «Новая», им. Кирова и «Коммунар» еще позднее.

Несмотря на отставание с проектированием, на указанных шахтах вели работу по механизации основных и вспомогательных горных работ путем широкого внедрения уже испытанных машин и ме­ханизмов.

Механовооруженность на этих шахтах в 1949 г. значительно возросла по сравнению с 1948 г.

Рост механовооруженности и более рациональное использование действующих машин и механизмов позволили в 1949 г. значительно повысить уровень механизации основных и вспомогательных процессов на указанных шахтах.

Если принять за 100% уровень механизации, достигнутый в 1948 г., то рост ее за 1949 г. характеризуется следующими данными.

Откатка подземная и поверхностная на указанных шахтах механизирована на 100%.

Увеличение количества действующих машин, совершенствование технологических процессов и организационные улучшения, проведенные на этих шахтах в 1949 г., способствовали значительному росту производительности труда.

Если принять за 100% фактически достигнутую в 1948 г. производительность труда основных групп рабочих, то рост ее за 1949 г. выразится в следующих цифрах.

Рост механизации работ и производительности труда на шахтах, переведенных на комплексную механизацию, обеспечил успешное выполнение плана 1949 г. по всем показателям.

Работы по внедрению на этих шахтах комплексной механизации еще не закончены и продолжаются в текущем году.

Опыт работы по переводу на комплексную механизацию четырех шахт бассейна выявил ряд трудностей и вместе с тем помог наметить мероприятия к их устранению и к скорейшему осуществлению механизации всего технологического цикла.

К главным причинам, ограничивающим успешное внедрение комплексной механизации, относятся:

1)            отставание проектирования и конструирования, новых образцов горных машин и механизмов, необходимых для полной механизации всего технологического цикла;

2)            недостаточные темпы изготовления и освоения, заводом «Коммунист» новых образцов машин, предусмотренных планом и проектом;

3)            неудовлетворительное снабжение шахт бассейна уже освоенными машинами, механизмами и электромоторами;

4)            недостаточное использование на некоторых шахтах имеющихся машин и, в отдельных случаях, отсутствие должного внимания к достижению 100% механизации работ при помощи имеющегося на шахтах оборудования.

В связи с ростом числа шахт, переводимых на комплексную механизацию, в 1950 г. перед коллективом работников бассейна стоят еще более сложные задачи.

Прогрессивный рост основного производства, широкое внедрение механизации требуют коренной перестройки конструирования, изготовления, освоения и внедрения новых машин и механизмов.

В 1950 г. должна резко возрасти, по сравнению с 1949 г., номенклатура новых образцов машин, предусмотренных проектами комплексной механизации. Производство этих машин должно быть хорошо освоено.

Необходимо организовать серийное производство новых образцов машин, испытанных в 1949 г., и полностью обеспечить ими потребность рудников. Наряду с этим следует значительно увеличить выпуск машин и механизмов, широко применяемых в настоящее время на шахтах бассейна.

Для дальнейшего успешного развития и завершения комплексной механизации рудников бассейна необходимо усилить конструкторскую, экспериментальную и машиностроительную базы Криворожского бассейна, подчинив их задачам механизации производственных процессов. В этом отношении нужна помощь Министерства металлургической промышленности.

Техническая политика, проводимая в Кривбассе в области механизации всего технологического цикла, направлена, главным образом, на:

1)            осуществление полной механизации основных трудоемких работ уже испытанными методами с применением освоенных и выпускаемых заводами машин и механизмов;

максимальную механизацию вспомогательных процессов;

5)            разработку мероприятий, а также новых образцов машин и механизмов и широкое внедрение их для механизации маломеханизированных и немеханизированных звеньев основного технологического процесса и вспомогательных операций;

6)            широкое внедрение дистанционного управления агрегатами;

7)            максимальную автоматизацию основных и вспомогательных процессов и диспетчеризацию.

Для успешного выполнения первых двух пунктов заводы «Коммунист», Авторемонтный завод и Центральные механические мастерские треста Кривбассруда должны организовать выпуск машин и механизмов с учетом полного удовлетворения потребностей рудников.

Определяя потребность в машинах, необходимо предусматривать, главным образом, достижение высокой производительности труда рабочих и полную механизацию работ при рациональном использовании механизмов.

Нельзя допускать, чтобы в погоне за высоким коэффициентом использования машин и их высокой производительностью снижалась производительность труда и применялся ручной труд.

Для выполнения третьего пункта необходимо, чтобы Кривбасспроект, завод «Коммунист», ЦКБ Главмашмета и трест «Коивбассруда» ускорили разработку рабочих чертежей новых образков машин, предусмотренных проектами комплексной механизации, а также изготовление и Испытание опытных образцов и организацию их серийного производства.

К основным из этих машин относятся: ряд бурильных машин образца 1950 г. марок ГТР-24. ПТ-32. ПР-32, ПТ-50, ПК-42. ГТК-150, ПК-60, ПТ-62, дучкобурильная машина, механический бутобой, механический зарядчик для глубоких скважин, скреперные лебедки, погрузочная машина с транспортером, наклонный блоковый подъемник для подъема людей, оборудования и материалов на подэтажи, вагонетки для перевозки людей, механизм для очистки вагонеток, механические толкатели вагонеток, комбайн для очистки откаточных выработок, разгрузочные приспособления для автоматической разгрузки опрокидных вагонеток, передвижной механизм для подъема и укладки элементов крепления при креплении стволов шахт и других горных выработок, моторная тележка (электрокару для транспортировки материалов и оборудования по выработкам, машина для выгрузки и других сыпучих материалов из железнодорожных вагонов, механизм для дозировки вагонов на железнодорожных весах, подвесная буровая каретка для автоматизации бурения при проходке и углубке стволов шахт, автосцепки для рудничных вагонеток, автоматические вентиляционные двери для откаточных выработок, механизмы для дистанционного управления скреперными лебедками, стрелочными переводами, вентиляторами и другими машинами и механизмами.

Одновременно заводы-изготовители должны обеспечить серийное производство изготовленных и Испытанных в 1949 г. новых машин и механизмов и снабдить ими рудники бассейна.

 

Механизируя производственные процессы, следует широко внедрять дистанционное управление агрегатами и автоматизацию основных и вспомогательных процессов. Испытанные в 1949 г. на шахтах Кривбасса средства дистанционного управления и автоматизации необходимо внедрять на всех шахтах.

Одновременно с этим Министерство металлургической промышленности должно обеспечить бесперебойное снабжение шахт бассейна специальной аппаратурой и другими приспособлениями, необходимыми для автоматизации производственных процессов и диспетчеризации шахт.

 

 

 

Записи горного дела