Комплексная механизация зачистки вскрыши

Зачистку вскрышных пород в карьерах и мелкие планировочные работы в мягких породах при строительстве можно механизировать тракторными стругами и скреперами. В случаях, когда породу требуется перемещать на далекое расстояние (более 500—600 м), приходится также прибегать к погрузочным и специальным транспортным средствам. Для комплексной механизации зачистки и планировки можно совместно использовать тракторный струг и тракторный грузчик. Такой способ был применен на одном из карьеров в районе города Свердловска, где производились мелкие вскрышные работы в мягких рыхлых суглинках и супесях, объемным весом около 1,4 т/м3. Применять здесь экскаватор было нецелесообразно ввиду небольшой мощности подлежащих разработке пород (0,6— 0,8 м).

Тракторный струг Д-157 снимал грунт параллельными полосами длиной 15—20 м и шириной 3 м (длина отвала струга). Толщина слоя, снимаемого за один проход (стружка), составляла около 15 см. Тракторный струг укладывал грунт в вытянутые в перпендикулярном направлении валы, высота которых достигала 3—3,5 м. Обвалованную породу грузили в автосамосвалы одноковшевым тракторным грузчиком Т-107 (завода «Красный экскаватор»), установленным на тракторе С-80. При этом оказалось, что грузчиком можно успешно грузить не только мягкие рыхлые грунты, но и предварительно разрыхленные стругом плотные и щебенистые породы.

Коэффициент наполнения ковша грузчика был равен 0,6—0,65, что соответствует 2,7—2,9 м3 разрыхленного грунта. Это позволило заполнять одним ковшом за один рабочий цикл автосамосвал ЗИС-585. На отвозке грунта работало 3—4 автомашины, но чтобы полностью использовать, грузчик по времени, их требовалось, по крайней мере, пять — шесть.   Движение было организовано по грунтовой дорого, поддерживаемой тракторным стругом в хорошем состоянии. Расстояние отвозки (в полезную железнодорожную насыпь) составляло 0,9 — 0,95 км.

По практическим данным, расход дизельного топлива составлял 6,7—6,8 кг/час, или 200—210 г. на 1 м3 перерабатываемого грунта, расход смазки — 8—10 г!м3. Стоимость 1 м3 грунта, снятого стругом и погруженного грузчиком в автосамосвал, оказалось на 14,9% меньше, чем при планировочных работах с применением экскаватора в аналогичных условиях. Сменная производительность грузчика колебалась от 55 до 210 ж3, в зависимости от простоев. При обеспечении автотранспортом тракторный грузчик мог бы дать выработку до 300—320 м3 в смену.

В процессе эксплуатации были установлены следующие недостатки, устранение которых желательно в последующих выпусках тракторных грузчиков.

1.         Передняя часть ковша слаба и легко подвергается изгибу в месте сопряжения лезвия и зубьев. При описанных работах этот недостаток устранили, усилив режущую кромку ковша и приварив с внутренней стороны его дополнительно три продольных уголка 60X60X900 мм.

2.         Зубья ковша для разработки грунтов также нуждаются в усилении. Па карьере половину зубьев заменили другими с увеличенным сечением и наконечниками из марганцовистой стали.

3.         Имеется ряд дефектов в системе смазки трущихся деталей, в частности, неудовлетворительна смазка подшипников 312 и 211 подъемного вала реверса.        И

4.         Не вполне доброкачественная обработка фрикционных дисков реверсивного механизма снижает диапазон регулировки сцепления их. Необходимо тщательно шлифовать диски.

5.         Конструкция закрепления троса в тросодержателе неудачна и приводит к частым обрывам подъемного троса.

В последних выпусках машины этот недостаток устранен.

6.         Движущиеся части грузчика плохо ограждены от попадания грунта, так как мала плотность предназначенных для этого устройств. Во время подъема и опрокидывания ковша грунт просыпается на редуктор и реверс.

При указанных работах для устранения этого недостатка были приварены предохранительные щитки.

7.         Стойка грузчика расположена рядом с пусковой рукояткой, и для запуска дизельного мотора машинисту приходится садиться на капот его. Это очень существенное неудобство следует устранить в последующих выпусках тракторных грузчиков.

8.         Чтобы ускорить разборку и сборку механизмов грузчика, желательно располагать специальными приспособлениями для снятия деталей. Необходимо, чтобы завод поставлял их или, в крайнем случае, давал на них чертежи.

Основными параметрами для выбора компенсатора являются: температура среды

Записи горного дела