Система сигнализации

Система дистанционного управления длинной транспортер­ной линией должна быть связана с эффективной системой сигнализации и контроля. Заметим, что для автоматизации управления понадобились два провода вдоль всей транспортерной линии. Мы стреми­лись создать универсальную систему, рассчитанную для стационарных и передвижных установок. В последнем слу­чае для питания приводов и контрольных цепей можно вос­пользоваться гибким шестижильным кабелем (ГРШС 3 : 25 4- + 3-10), три жилы которого являются силовыми и три контрольными (в том числе одна — заземляющая). Посколь­ку две жилы использованы для управления, возникает воп­рос, можно ли при помощи одной свободной жилы осуще­ствить двухстороннюю сигнализацию и эффективный конт­роль.

Лампы ЛI—Л4 и сигнальные кнопки СІ—С4 расположены у приводов транспортеров и «включены параллельно. Последо­вательно с ними включены лампа ЛО и сигнальная кнопка СО, находящиеся возле оператора. Параллельно лампе ЛО включено сопротивление, небольшое по сравнению с сопро­тивлением лампы. Нормально все сигнальные лампы у приводов горят, лам­па же у оператора темная (или «горит с ничтожным нака­лом). При замыкании любой сигнальной кнопки у приводов все сигнальные лампы у приво­дов шунтируются и гаснут; лампа же у оператора загорается пол­ным накалом. Так осуществляет­ся кодовая сигнализация от лю­бого привода по всей транспортер­ной линии и к оператору. Для ответной сигнализации от опера­тора по всей транспортерной ли­нии служит сигнальная кнопка СО, при нажатии которой гаснут все сигнальные лампы у приводов.

Все эле­менты этой схемы уже нам зна­комы. В качестве одного из каналов цепи управления исполь­зована заземляющая жила. Этим обеспечивается непрерывный кон­троль заземления системы. При нарушении заземления того или иного привода автоматически пре­кращается его питание. Эта же заземляющая жила в сочетании с третьим контроль­ным приводам образует цепь сигнализации, которую питают от трансформатора 380/24 в. В схеме предусмотрены аварийные кнопки Л-I— Аа в цепи оперативных катушек каждого магнитного пускателя. Их устанавливают около приводных головок транспортеров и они представляют собой кнопки «стоп» с простейшим арретиром. При нажатии любой из кнопок отключается со­ответствующий привод транспортера и останавливается весь «хвост» транспортерной линии.

Для контроля работы транспортерной линии используется система сигнализации. Для этого нормально открытый блок- контакт последнего пускателя включен параллельно сиг­нальным лампам (Л1—Л) и сигнальным кнопкам С1—С4 у приводов. При включении последнего пускателя гаснут все сигнальные лампы у приводов и зажигается сигнальная лампа ЛО у оператора, показывая, что вся транспортерная линия, в том числе и последний транспортер, находится в работе. Если оператор нажимает -кнопку «ход», то через несколько секунд, необходимых для пуска транспортерной линии, он должен получить сигнал включении последнего пускателя. В противном случае он знает, что в линии какое- то нарушение, и посылает дежурного электрослесаря уста­новить ею место и устранить повреждение.

Использование для контроля системы сигнализации ли­шает возможности пользоваться ею во время нормальной работы транспортерной линии. Однако единственный сиг­нал, который может тогда потребоваться, — это сигнал остановки. Но в нем нет надобности, поскольку рядом с сигнальной кнопкой находится аварийная (мы объединили их даже в одной кнопочной станции КУВ-6012, используя кнопку «ход» как сигнальную, а кнопку «стоп» как аварий­ную). Дежурный электрослесарь или обходчик, когда это требуется, нажимает аварийную кнопку и этим останавли­вает привод, около которого он находится, и весь «хвост» транспортера. Если ему необходимо остановить всю транс­портерную линию, он может просигнализировать оператору, так как после отключения «хвоста» транспортера система сигнализации готова для выполнения своих функций.

В цепь блок контакта последнего пускателя, сигнализирую­щего о нормальной работе всей транспортерной линии, мож­но ввести соответственно подобранное сопротивление. Тог­да при включении последнего пускателя сигнальные лампы у приводов и у погрузочного пункта будут гореть в полнакала. В этом случае сигнализация между погрузочным пунк­том и любым приводом возможна также во время нормаль­ной работы транспортера.

 

Записи горного дела