Дизель — грузовики под землей

Дизель — грузовики, применяемые в Маунт Морган (Квинсленд), заменили собой электрические локомотивы. Этот вид транспорта оказался удовлетвори­тельным и находит все большее рас­пространение. Чтобы исключить опасность отравле­ния окисью углерода, содержащейся в выхлопных газах, обеспечена достаточ­ная вентиляция, а грузовики снабжены газоочистителями. Близ бункера установлен вентиля­тор Джефри производительностью 1568 м3/мин, так что скорость воздуха в штреке составляет около 1,6 м/сек. Тупиковая выработка для маневров снабжена отдельным вентилятором диа­метром 0,508 м.

О каждой остановке вентиляторов сигнализируют автоматически зажига­ющиеся красные фонари, размешенные вдоль всей длины штрека. Кроме того, об этом предупреждает и сильная элек­трическая сирена. Газоочиститель представляет собой стальной цилиндр высотой 0,91 м диа­метром 0,3 м. Оба конца его сделаны конусообразными. К верхнему концу цилиндра прикрепляется отводящая трубка диаметром 50 мм, нижний же конец закрыт пробкой.

На глубину 0,3 м газоочиститель наполняется водой, несколько выше уровня которой помещена пластина толщиной 3 мм с отверстием диаметром 12,5 мм, затем 35-см слой твердого кокса кусками примерно в 25 мм. Сверху к коксу плотно прилегает вто­рая решетчатая пластина, выше кото­рой расположена пенька. Верхний ко­нус делается съемным — для очистки газоочистителя и замены кокса. От главной выхлопной трубы машины к дну газоочистителя проходит U образ­ная труба диаметром 50 мм. Газоочиститель помещается вертикаль­но с задней стороны или сбоку кабины с выпускным отверстием, обращенным назад.

Многочисленные пробы выхлопного газа показали содержание СО от 0,028 до 0,13%. Лишь одна проба у не­исправного грузовика дала 0,21% СО. Этот грузовик стоял в ремонте, и для взятия проб был выведен из мастер­ской. Английские специальные правила до­пускают максимальное содержание СО в выхлопных газах в размере 5%, а американские 2,5%. Горный департамент Квинсленда уста­новил следующие условия применения грузовиков в подземных выработках.

- Дизель-грузовик не должен исполь­зоваться в слабо вентилируемых тупи­ковых выработках.

- Дизель-грузовик обязательно снаб­жается сигнальным фонарем и огнету­шителем.

- Выхлопные газы и рудничный воз­дух анализируются по крайней мере один раз в три месяца выхлопные газы не должны содержать больше 5% СО, а рудничный воздух в месте работы дизель — грузовика — больше 0,1%. Результаты анализов заносятся в особую книгу.

- Техническое состояние каждого дизель — грузовика должно проверяться ежедневно компетентным персоналом и раз в неделю специалистом и инженером. Данные проверки также записываются в книгу.

- При неисправностях грузовики не используются.

- Без одобрения инспектора рудни­ков дизель — грузовики не могут приме­няться в подземных выработках.

- Каждый дизель-грузовик необходи­мо оборудовать газоочистителем.

- Шофер грузовика должен быть не моложе 21 года и назначается письмен­ным’ приказом управляющего.

- Температура вспышки нефти, слу­жащей топливом, должна быть не ни­же 60° С.

- Когда грузовик стоит, двигатель не должен работать, кроме коротких периодов для специальных целей.

- В подземных выработках запре­щается ремонтировать грузовики и на­полнять их баки горючим.

- Когда бак двигателя заполнен, пользоваться открытым огнем разре­шается не ближе, чем в 3 м от бака.

- Чтобы предотвратить вредную кон­центрацию газов, на каждую потребляе­мую л. с./нас должно приходиться не менее 28 м3 воздуха.

- Перечень этих условий вывеши­вается на видных местах.

- Эти условия, составленные со­гласно практике других мест, считают­ся пробными и могут служить лишь для первоначального руководства.

Считается, что если воздух содержит менее 0,1% СО то в такой атмосфере люди могут беспрерывно работать без вреда. Многочисленные испытания воздуха в штреке показали концентрацию СО в пределах 0,02—0,09%, Можно пола­гать, что такие колебания являются результатом неполного смешения вы­хлопных газов с наружным воздухом.

 

Записи горного дела